Психологическое направление

Психологический блок включает в себя групповую и индивидуальную работу с участниками программы реабилитации. Цели психологической работы с подростками:

  • признание собственной зависимости и честная оценка своего образа жизни, связанного с употреблением алкоголя и наркотиков;
  • осознание того, как работает зависимость, определение опасных ситуаций и навыков выхода из них;
  • анализ семейной ситуации и работа с семейной историей;
  • формирование мотивации на трезвый образ жизни (без употребления алкоголя и наркотиков);
  • стимулирование процесса личностных изменений, формирование адекватной самооценки;
  • выработка навыков самоконтроля и анализа своего поведения.

Возвращение к себе

Реабилитация наркозависимых
Работа с зависимостью. Группы чувств. Группы подележки. Мужские-женские группы. Фазовые группы. Родительские группы. Индивидуальные консультации, тренинги.

Ежедневная кропотливая работа по превращению своей жизни в осмысленную, осознанную. Выработка навыков коммуникации, умения работать в команде и лидировать, восстановление отношений с семьей, с близкими людьми, друзьями. Осознание того, как работает зависимость. Определение опасных ситуаций и навыки выхода из них. Отделение от мира наркотиков. Наработка навыков жизни в «чистом» и трезвом мире.

Инструменты реабилитации

Форматы
Форматы - это возможность получить новый опыт. Опыт, который поможет измениться. Дать себе объективную оценку важно, но этого мало. Необходимы новые поступки, которые сформируют другое поведение. Как в известной поговорке: «Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу.»

Форматы бывают разные. Одни из них направлены на закрепление новых форм поведения: например, формат «проговаривание чувств» или «признание собственных ошибок». Другие направлены на осознание негативных последствий привычных форм поведения. Делается это через усиление выбранной формы поведения и доведения ее до абсурда, что делает отношение окружающих к такому поведению явным и понятным для человека. Например, формат «Чепчик», «Колпак», «Капризы», «Корона» и т.д. Третьи помогают перенаправить «энергию в мирное русло». Например, формат «Сказки» позволяет тому, кто привык лгать, применить свое богатое воображение на написание сказок, вместо рассказывания «баек» в повседневной жизни.

Вообще, существует множество форматов, и они постоянно меняются в зависимости от той конкретной проблемы, с которой сейчас человек работает.

Группы
"Когда я приехал в этот Дом, я ничего не знал и боялся, что меня не примут тут. Потом, когда я познакомился со всеми, узнал всех лучше, мне стало комфортно, и я понял, что я в новом Доме, что мне тут хорошо и уютно. Позже я начал узнавать, что есть в этом доме и узнал, что тут есть такие мероприятия, на которых рассказываешь о своих чувствах. Одно из них называется «группа». На одной из первых групп, которые я увидел, все ребята выходили по одному и садились на стулья. Стульев было 5. Каждый стул имел свое значение. Цель задания была показать свои маски, которые мы надеваем. Первый стул был дан для того, чтобы сказать, каким я хочу показаться для всех. Второй стул - какой я для родителей и родных. Третий стул - какой я для друзей. Четвертый стул - что я скрываю о себе. И, наконец, пятый стул. Надо было на этом стуле сказать, какой я на самом деле. Я долго думал, вспомнил всю свою жизнь, но потом я решил встать и пойти. Если честно говорить, я очень боялся и было много других чувств, я садился на каждый стул и всё говорил. Но самый сложный стул был для меня последний, пятый. Объясню почему. Я мало находился в этом доме и боялся, что если ребята узнают обо мне правду, то все отвернутся от меня. Но я пересилил свой страх и сделал это. И самое главное, что никто меня не упрекнул и никто не отвернулся - наоборот, я всем стал только ближе, и мне это безумно понравилось, так что никогда не бойтесь говорить о чувствах и какие вы на самом деле. Все только становятся ближе, а без близких людей в этой жизни никак не прожить."

Коля
Процесс "Майка"
На «Майке» дается возможность прочувствовать, на какое дно человек опустился. И в этот момент необходимо перевернуть ситуацию так, чтобы он запомнил себя в грязи, чтобы это ощущение у него соединилось с наркотиками или алкоглем, с тем, о чем он рассказывал. Реакция на наркотик или алкоголь должна быть автоматической и однозначной, на уровне тела. Понять, что наркотик это плохо – мало, важно научить свое тело мгновенно реагировать даже на разговоры о наркотиках.

Одна из целей процесса – помочь человеку выработать безусловный негативизм к наркотику, научиться мгновенно «включать» злость и использовать эту злость и ненависть к миру наркотиков и всему, что с ним связано для защиты своего нового чистого «я». Для этого ведущий процесса сначала помогает человеку найти свою злость, увидеть ее корни, а потом – найти тот образ, ту картинку в памяти, которая будет символизировать трезвый и чистый мир. Не менее важны и другие чувства: страх и отвращение. Страх снова сорваться и отвращение к себе и ко всем качествам зависимого человека.

Такого рода процессы ведут либо опытные психологи и консультанты, которые проработали в центре не меньше года, которые заслужили высокую степень доверия у ребят и которые хорошо ориентируются в материале.

Процесс "Книга"
В Книгу делаются записи. Либо за конкретное нарушение правил Дома, либо за наркоманские проявления (хитрость, враньё, разводы, манипуляции, неуважение и т.д). Человек, получивший запись, отвечает на три вопроса: «Что произошло?» (рассказывает ситуацию, из-за которой получил запись); «Что я понял о себе?» (говорит только о своём вкладе - почему он соврал, почему он схитрил, похоже ли это на старое поведение и почему он так поступает); и «Что я буду с этим делать?» (выбирается мера ответственности). Мера ответственности нужна для того, чтобы научиться отвечать за свои ошибки по-взрослому. Человек, отвечающий на запись, не просто берёт ответственность за нарушение, но ещё делает о себе вывод, разбирая запись. Разговаривает с консультантом, понимает, почему так поступил, какой он, и только потом берёт ответственность, чтобы менять в себе эти качества.
Процесс "Кризисная фаза"
Кризисная фаза – это процесс. Процесс состоит в том, что человек должен быть какое-то время наедине с самим собой. Это может быть неделя, две, три - всё зависит от человека. На кризисную уходят с конкретной проблемой, которую в Доме участник программы не может решить при помощи групп и консультаций. Она так же, как и все процессы в Доме, может быть разной. Всё зависит от проблемы, с которой участник программы идёт разбираться.
Процесс "Выживание"
Это было моё первое «Выживание». Утром 30 июля нас собрали на «пентагоне» и распределили по экипажам. Я оказалась в первом: Саша, Вова, Маша, три Насти, Даня, Вика и я. Мы собрали вещи и вышли на построение. Нам завязали глаза, посадили в лодку и увезли в неизвестном направлении. Нас привезли на другой берег, мы высадились и, как мне показалось долго шли до места. В итоге мы дошли до места, где нас и оставили. Ограничений у нас никаких не было. Парни занялись устройством лагеря, ну а девочки - поиском еды. Позже пришли консультанты и сказали делать тотем. Получился он на славу! Привязали его к дереву и, поужинав - на сей раз жареными кузнечиками, - легли спать. Около часа ночи нас подняли консультанты и отправили по ориентиру – тоненькой ниточке, натянутой меж деревьев – до следующего периметра. Сказать, что было тяжко – ничего не сказать. По темноте, с единственным лучиком света – фонарём, да ещё с огромными тотемом на плечах. Мы, наконец, дошли, и на сей раз периметр был большим. На следующий день нас с закрытыми глазами отправили по меткам, до следующего периметра. И это было серьёзным испытанием. Тяжеленный рюкзак, завязанные глаза, постоянный страх споткнуться, потерять связь. Не самое приятное ощущение, могу сказать. На какой-то момент мы остановились и сняли повязки. Вова, ведущий нас, не мог найти меток. Стало уже страшно, хотели заночевать на месте и звонить консультантам. В итоге кто-то высказал умную мысль пройти дальше и поискать метки. Он оказался прав! Оказалось, нам нужно было пройти несколько десятков метров.

Завтрашний день – новые испытания, мы шли в основном по болотам, по топям. Кто-то падал, кто-то ругался по этому поводу. Не самая благоприятная атмосфера, в общем. Добрались с горем пополам. Место было хорошее, в 50 метрах от воды, что не могло не радовать. Но не сразу мы поняли, куда попали! Мы застряли на этом периметре на 3 дня. Каждый день ждали прихода консультантов, морально готовились. Но ничего не менялось, и не было никаких инструкций, кроме одной и той же смс – «Ждите!» (эта фраза в будущем стала крылатой). Начались жуткие мысли, когда закончится выживание? Видимо, скоро, ибо не зря же мы возле воды. Иногда мы слышали голоса ребят из второго экипажа и дико радовались, что они рядом. Нас наконец-то подняли ночью и задали направление. Когда прозвучала фраза: «И там уже можете строить плот», то визг и вопли радости можно было услышать на другом берегу. Мы двинулись в путь. По рвам, сквозь ветки, в брод по воде. К пяти часам утра мы добрались. Сильно уставшие, но довольные. Поставили лагерь и легли спать. С утра мы занялись работой. Парни рубили, девочки таскали брёвна и собирали чернику. Слышалось бодрое перестукивание топора второго экипажа, иногда мелькали их фигуры. К 12 часам плот был построен. Мы его опробовали, и отчитались консультантам. Консультанты одобрили, после чего сказали, что второй экипаж не построил плот, он у них развалился.

Мы остались до завтра. Следующий день длился очень долго. К 10 часам вечера пришли консультанты и сказали, что второй экипаж снят с выживания из-за того, что они сдались. Мы были в шоке. У всех в мозгу было одно: «Как так? Там же Люся, Настя, Катя! Не первый год в программе, неужели они могли допустить такое?». В час ночи на том берегу должен был зажечься костёр, с чего и должно было начаться наше отплытие. Наконец он зажегся, мы рванули со всех ног и загребли. Сердце бешено колотилось, предчувствовалось завершение. Вот уже на середине озера! Вот уже видим консультантов. Ещё чуть-чуть, и мы уже на берегу. Удовольствие от высадки. Нам дали факелы, мы зажгли их и стали подниматься в гору, по тропинке, усеянной свечами, к лагерю. А на вершине нас ждала Марина. Мы кинули факела в костер, и он вспыхнул. Марина произнесла: «Это ваш огонь!». И мне стало так тепло, была такая радость за себя, такая радость за нас! Все в порыве чувств и в слезах бросились обниматься друг с другом. И только второй экипаж ждал нас внизу в лагере. Так вот и кончилось наше выживание."

Камилла.
Процесс "Сказка"
Это процесс на объединение. Проходит в Доме каждую пятницу. Почему сказка? Да очень просто. Практически всегда процесс начинается с того, что Сергей Юрьевич, наш консультант, напоминает какой-нибудь отрывок известной сказки, из него процесс и берет свое начало. Кому не понятно, выглядит это примерно так. "Все знают сказку про Теремок, вмещающий всех-всех? Так вот, ваша задача построить Теремок, в который все влезете!"

Наконец и на мою долю выпало такое событие. Объявили подготовку. Все стали переодеваться в камуфляж. После собрания, в столовой, я , признаться, ожидал достаточно подвижного процесса, думал, что сейчас, часок другой кого-нибудь потаскаем. Сделаем общую задачу и все кончиться. Оказалось все иначе.
Пришел Сергей Юрьевич и дал несколько листов текста. Потом сказал, что у нас будет диктант. Диктовать должна была Вика. Все выбрали ее. Она прочитала рассказ, написанный Ирвином Яломом, называется он: « Мамочка и смысл жизни» Диктант так диктант. Писали мы его около пяти часов. Все это время можно разделить на стадии. Стадия первая –настроение у всех достаточно веселое, ежеминутно слышится переспрашивание правильности написания слов. Диктующая
текст Вика издевается, что мы написала всего несколько строчек. Стадия вторая – все сложнее и сложнее включаться в текст. Тема постоянно переводится.
Появляется некоторое уныние о того, что двигаемся очень медленно. Стадия третья – текст еле пишется; состояние превратилось в постоянную измененку; Вика
злиться, так как диктовать очень сложно. Стадия четвертая – поговорили с Домом о смысле текста; кто как понимает кому и что близко. Стадия пятая – все очень
включены; резкопоявляющиеся смешные моменты моментально прекращаются; рассказ воспринимается по-другому.

Наконец текст написан.