Творческий компонент

Цели и задачи:

— Помочь выразить с помощью зрительных образов неосознаваемые внутренние конфликты и переживания;

— Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. В разных сферах творчества можно найти безопасные способы «выпустить пар» и разрядить напряжение;

— Внутренне перерабатывать и выражать мысли и чувства, которые подростки привыкли подавлять;

— Совместно участвовать в коллективном художественном творчестве для создания отношений эмпатии и взаимного принятия;

— Развивать чувство внутреннего самоконтроля;

— Учиться концентрировать внимание на ощущениях и чувствах;

— Развивать художественные способности и повышать самооценку, получать чувство удовлетворения в результате выявления скрытых талантов;

— Получать позитивные эмоции – радость и удовлетворение без использования ПАВ;

— По-настоящему увлечься творчеством и заниматься этим в свободное время, уметь организовывать содержательный досуг;

— Выбрать себе профессию, связанную с творчеством, профессиональное самоопределение.

Принципы.

Основные принципы – собственно педагогические. Они заключаются в нравственном и интеллектуальном взаимообогащении детей разного уклада жизни, в возрастной диффузии, в широком использовании игровой стихии, в использовании потребности детей в рефлексии, в общей атмосфере доверия.

Работают такие технологии воспитательного процесса, как снятие страха, авансирование, персональная исключительность и одновременно формирование потребности детей в самокритике, усиление мотивации, педагогическое внушение. Результативность занятий создается путем использования приема взаимооценок, путем формирования здоровой конкуренции, а также за счет воспитания высокой личной ответственности.

Ожидаемый результат.

Наращивание «творческой мускулатуры»,активное развитие правого полушария мозга, ответственного за эмоции значительно снизит количество конфликтов с родителями и сверстниками, сформулирует адекватное представление о себе, об окружающих, о собственных жизненных целях.

Содержание, формы и методы работы.

Сущность методики состоит в организации подростка на творческое самораскрытие личности по следующим направлениям:

театральный тренинг;

сценическое движение;

вокал.

Основные формы и методы работы: групповой тренинг, индивидуальные занятия, открытые уроки, зачеты, экзамены, «живые газеты», агитспектакли, творческие вечера, концерты, спектакли по профилактике.

Творческий блок в нашей программе – это не кружок самодеятельности, это прежде всего реабилитационный процесс, тесно связанный с другими направлениями программы. Этот процесс имеет свои этапы, обязательные для каждого участника программы.

На первом этапе, с первых дней нахождения в Доме, участники программы занимаются психофизическим тренингомвокально-хоровым пениемречевым тренингом. Все упражнения первого этапа «творческого блока» направлены на то, что бы помочь подростку ощутить радость жизни, научить его заново открывать для себя мир.

Участники занятий обязаны по-честному «тратиться», действовать на пределе своих физических, психических, творческих возможностей. Это требование обязательно, ведь, только максимальная отдача раздвигает горизонты и открывает новые возможности. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Это закон природы: чем больше организм расходует энергии, тем быстрее и в большем объеме восполняются её запасы. Чем меньше энергии мы расходуем, экономим ее, тем меньше ее вырабатывается, и если идти по этому пути можно совсем обесточить организм. Итогом первого этапа можно назвать освобождение от мышечных зажимов и блоков и приобретения телесной свободы и как следствие, изменения отношения к себе и поднятия самооценки.

Второй этап «Творческого блока» – создание небольшого сценического действа – этюда. Задачи данного этапа:

— определить тему, которая волнует участника программы, о которой он готов говорить со сцены.

— с помощью педагогов воплотить на сцене придуманный этюд.

Кроме того, этот этап, как и любой этап творческого блока, подразумевает подготовку и литературного материала, то есть больше прочитать книг, просмотреть хороших, содержательных фильмов и конечно развитие фантазии и игры, что очень хорошо сочетается с подростковым умением играть.

Многие упражнения и приемы на этом этапе направлены на создание ансамбля, т.е на ощущение себя в обществе. Это помогает человеку научиться адекватно оценивать себя и свои возможности, встраиваться в коллектив, определяя то место, ту роль, которая присуща только ему. В жизни мы часто претендуем на чужое место или недооцениваем себя и уходим в тень. В коллективной работе каждый несет свою меру ответственности и от каждого зависит коллективный результат.

Третий и заключительный этап «Творческого блока» включает в себя выбор и работу над репертуаром (песни, стихи), с помощью которого участник программы заявляет о своей жизненной позиции и своих ценностях, о том, во что он верит, что любит, что готов отстаивать и защищать. Итогом данного процесса, а также всей программы «Творческого блока», становиться творческий экзамен.

Тренинг – это система упражнений, которая ведёт от познания себя к познанию мира и помогает достичь гармонии с миром.

Тренинг призван раскрыть резервные способности человека и повысить его самооценку. Самопознание в тренинге происходит преимущественно на телесном уровне. Тренинг помогает найти общий язык для сотрудничества не только в творчестве, но и в повседневной жизни, подвести к самостоятельному поиску решения проблем. Достоинство данной формы занятий состоит в том, что активная позиция участников тренинга превращает процесс обучения в личностно-значимую деятельность. Структура тренинга включает в себя разминку и творческие задания. Главной задачей разминочных упражнений является активизация работы таких содержательных элементов тренинга, как внимание, воображение, общение, мышечная свобода, эмоциональная память, их «разогрев» и подготовка к работе. Далее следует группа творческих упражнений, которые отличаются значительной продолжительностью и медленным темпом исполнения. Система этих упражнений построена таким образом, что каждый участник тренинга идет от фантазийного к реальному, от неведомого к узнаваемому, от простого к сложному. Происходит это постепенно, в меру сил участников, но в то же время на пределе их возможностей, что, как и в любом творческом деле, сопровождается радостью победы над собой. Важно отметить, что в тренинге снимаются оценочные критерии. Остается лишь один критерий: действую или бездействую. Поэтому в нем огромное значение имеют принципы подлинности действия. Действие всегда должно быть личностным, целенаправленным, результативным и происходить здесь, сейчас, впервые.

Неотъемлемой частью творческого блока также является сценическое движение, призванное раскрыть творческий потенциал, помочь подчинить собственное тело своей воле, приблизиться к состоянию физической гармонии. В комплекс сценического движения входят акробатические упражнения и элементы танца.

Сценическая речь – еще один помощник в развитии личностных ориентиров. Ведь сегодня живая русская речь с ее возможностями, красками и настоящими эмоциями нередко вытесняется скупым информативным текстом СМС или же вульгаризированным, обесцвеченным современным языком, лишенным своей изначальной красоты. Комплекс дикционных упражнений помогает оживить речь, а материал, на основе которого строятся занятия, способствует формированию художественного вкуса и воспитанию речевой культуры.

Вокально-хоровые занятия являются неотъемлемой частью раздела «Творческий блок». Их цель – музыкальное развитие участников программы, расширение их кругозора (знакомство с музыкальными произведениями различных направлений, жанров и авторов) и, самое главное, любовь к пению.

Треть занятий обычно посвящена вокальным упражнениям, то есть распеванию, что позволяет постепенно приобрести самые настоящие вокальные навыки, которые, в свою очередь, дают ребятам возможность  почувствовать свободу и получить удовольствие от  этого процесса. Так же, развивается музыкальный слух и для многих это тоже становится удивительным подарком; теперь любимую мелодию можно не только послушать, но и исполнить самому, интонационно верно и красивым звуком. Эти новые возможности дарят новые ощущения: ребята начинают испытывать настоящую радость и гордость за себя, за свои достижения, которые стали результатом их продолжительного, честного и упорного труда.

За время прохождения программы музыкальные вкусы и пристрастия участников меняются очень сильно. Точнее сказать, вкус формируется ввиду его отсутствия. Как правило, до программы, кроме рэпа и дешевой отечественной попсы, никаких других музыкальных впечатлений у ребят нет. Здесь же они начинают интересоваться самой разнообразной музыкой – от серьезной классики до всевозможных экзотических этнических направлений, потому что различные творческие показы (от военно-патриотических программ, посвященных 9 Мая, творческих этюдов и экзаменов, до сказок и комических поздравлений) требуют, порой, совершенно неожиданного музыкального решения. Таким образом, они приучаются к творческому музыкальному поиску, расширяют свой кругозор, начинают уметь слушать, слышать, чувствовать и любить музыку.

Можно с уверенностью сказать, что вокально – хоровые занятия являются одними из самых любимых.

Психофизический тренинг– самовыражение тела. Чувства. Преподнесение и выражение себя. Гармонизация личности. Речь, вокал и риторика – найти свой голос.

Научится адекватно выражать свои мысли и эмоции. Пластика, танец – научится чувствовать свое тело, умение красиво двигаться, уверенно держаться. Это терапевтический блок, направленный в первую очередь на поиск или возвращение естественного удовольствия от своего тела, голоса, манер, творчества.

Судьбы детей, попавших в наш центр, абсолютно разные, совершенно не похожие друг на друга, но причина появления в их жизни наркотика одна — неспособность испытывать положительные радостные чувства и эмоции от реальной жизни и самих себя. Непонимание взрослых, находящихся рядом, а соответственно неспособность помочь в этот сложный период поиска и становления юной личности, рождают чувство протеста, неуверенности в себе и неверия в ценность самой жизни одновременно. Наркотик и алкоголь оказывается для многих тем самым «ключом», который открывает дверь в другую реальность. Это реальность без границ, реальность, в которой можно все, в которой они сильные, смелые, прекрасные, как им кажется, в которой им ничего не страшно, в которой они испытывают чувства и совершают поступки. Но действие наркотика и алкоголя быстротечно и возвращение в настоящую реальность все мучительней. Как жить по-настоящему, они не знают, физически они крепки, потому что совсем еще юны, а потому не видят смысла останавливаться и что-то менять.

Никто не приходит к нам по доброй воле: в лучшем случае их приводят отчаявшиеся родители, в худшем — это альтернатива пребыванию в колонии для несовершеннолетних, и мы в нашем центре пытаемся решить эту непростую задачу — помочь научиться жить без наркотика.