Психокоррекционный компонент.

Помимо основного психокоррекционного воздействия, оказываемого самой РС, реабилитационная программа предполагает психотерапевтическую работу, которая осуществляется в процессе реабилитации Участников Программы и может быть индивидуальной и групповой.

Групповая психотерапевтическая работа осуществляется как в рамках одной большой группы, так и в закрытых малых группах. Преимущество отдается развивающим групповым психокоррекционным методикам, ориентированным на потенциальные ресурсы личности, обеспечивающим личностный рост и развитие. В ходе работы больших групп, решаются вопросы, проблемы, возникающие в жизни Центра, закрепляются навыки конструктивного, содержательного общения между самими Участниками Программы и персоналом Центра, а также распознавания и регуляции своих чувств.

Такие психокоррекционные групповые занятия проводятся в ограниченных объемах, строятся вокруг конкретных случаев и ситуаций. Основная форма групповых занятий — игровая, независимо от их содержательного наполнения конкретными психотерапевтическими техниками и методиками. Несовершеннолетние, по сравнению с взрослыми, нуждаются в специальной мотивации к участию в традиционных терапевтических группах.

Групповая работа проводится не только с Участниками Программы реабилитационной программы Центра, но также с их родственниками или опекунами.

Основная цель данного компонента программы — изменение негативных способов поведения, мышления и способов выражения чувств, которые предрасполагают человека к употреблению наркотиков.

Воспитательный компонент.

Персонал Центра обеспечивает индивидуальный подход: создание условий для всестороннего развития Участников Программы с учетом их возраста, пола, индивидуальных особенностей конкретного подростка. За каждой группой Участников Программы закрепляется группа членов персонала — Консультант, педагог-психолог, социальный педагог, которые непосредственно отвечают за организацию коррекционной работы с Участниками Программы своей группы.

Персонал выступает в качестве моделей значимых лиц для Участников Программы. Обращение к несовершеннолетним с позиций нормативной ролевой модели активизирует соответствующие сферы их личности и побуждает подростков к ответственному поведению.

Основной целью воспитательной психолого-педагогической работы является формирование личности подростка с устойчивыми социально позитивными установками. Указанная цель достигается за счет разработки и реализации индивидуального плана реабилитации (Далее по тексту – ИПР), предусматривающей использование в реабилитационной программе не только психологических методик, но и гибкой системы индивидуальных и общих стимуляций, поощрений, индивидуализированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса, активного творческого досуга и эмоционально насыщенного производительного труда.

Психологическое направление включает в себя групповую и индивидуальную работу с участниками программы реабилитации.

Ежедневная кропотливая работа по превращению своей жизни в осмысленную, осознанную. Выработка навыков коммуникации, умения работать в команде и лидировать, восстановление отношений с семьей, с близкими людьми, друзьями. Осознание того, как работает зависимость. Определение опасных ситуаций и навыки выхода из них. Отделение от мира наркотиков. Наработка навыков жизни в «чистом» и трезвом мире.

Цели психологической работы с подростками:

признание собственной зависимости и честная оценка своего образа жизни связанного с употреблением алкоголя и наркотиков;

осознание того, как работает зависимость, определение опасных ситуаций и навыков выхода из них;

анализ семейной ситуации и работа с семейной историей;

формирование мотивации на трезвый образ жизни (без употребления алкоголя и наркотиков);

стимулирование процесса личностных изменений, формирование адекватной самооценки;

выработка навыков самоконтроля и анализа своего поведения.

Процесс майка

На «Майке» дается возможность прочувствовать, на какое дно человек опустился. И в этот момент необходимо перевернуть ситуацию так, чтобы он запомнил себя в грязи, чтобы это ощущение у него соединилось с наркотиками или алкоглем, с тем, о чем он рассказывал. Реакция на наркотик или алкоголь должна быть автоматической и однозначной, на уровне тела. Понять, что наркотик это плохо – мало, важно научить свое тело мгновенно реагировать даже на разговоры о наркотиках.

Одна из целей процесса – помочь человеку выработать безусловный негативизм к наркотику, научиться мгновенно «включать» злость и использовать эту злость и ненависть к миру наркотиков и всему, что с ним связано для защиты своего нового чистого «я». Для этого ведущий процесса сначала помогает человеку найти свою злость, увидеть ее корни, а потом – найти тот образ, ту картинку в памяти, которая будет символизировать трезвый и чистый мир. Не менее важны и другие чувства: страх и отвращение. Страх снова сорваться и отвращение к себе и ко всем качествам зависимого человека.

Такого рода процессы ведут либо опытные психологи и консультанты, которые проработали в центре не меньше года, которые заслужили высокую степень доверия у ребят и которые хорошо ориентируются в материале. В него нужно включиться всем сердцем, а на это способны либо те, кто посвятил этому жизнь, либо те, кто сам через это прошел.

Одним из инструментов работы реабилитации являются «ФОРМАТЫ».

Форматы это возможность получить новый опыт, опыт который поможет измениться. Дать себе объективную оценку важно, но этого мало. Необходимы новые поступки, которые сформируют другое поведение.Как в известной поговорке: «Посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу.»

Форматы бывают разные. Одни из них направлены на закрепление новых форм поведения: например формат на « проговаривание чувств» или на «признание собственных ошибок» .  Другие,  направлены на осознание  негативных последствий привычных форм поведения. Делается это через усиление выбранной формы поведения и доведения ее до абсурда, что делает отношение окружающих к такому поведению явным и понятным для человека. Например,  формат «Чепчик», «Колпак», «Капризы», «Корона» и т.д. Третьи, помогают перенаправить « энергию в мирное русло». Например, формат «Сказки» позволяет тому, кто привык лгать применить свое богатое воображение на написание сказок, вместо рассказывания «баек» в повседневной жизни.

Вообще существует множество «форматов» и они постоянно меняются в зависимости от той, конкретной проблемы, с которой сейчас человек работает.