Структура реабилитационной программы.

В основе концепции Программы лежит убеждение, что склонность к различного рода зависимостям – это личностные изменения, затрагивающие и разрушающие основные сферы жизни (био-психо-социо-духовная модель) зависимого человека. Под реабилитацией и социальной адаптацией понимается процесс личностного роста зависимого человека.

Реабилитация рассматривается как комплекс мероприятий, направленно воздействующих на все сферы жизни. Комплексный подход к реабилитации возможен при создании реабилитационной среды (Далее по тексу – РС), которая основывается на формировании здоровых человеческих отношений участниками РС (Участники Программы, родители, персонал Центра).

Основной учитель и наставник – это сама реабилитационная среда, в которой находятся как Участники Программы, так и персонал Центра, являясь ролевыми моделями успешных изменений личности. Помимо этого в процессе реабилитации персонал Центра осуществляет роли руководителей и наставников. Таким образом, РС в целом создает 24 часа в сутки условия для постоянного обучения и воспитания, где ежедневно отслеживаются и взаимно поддерживаются изменения в поведении, во взглядах и эмоциональных состояниях Участников Программы.

Подход реабилитации базируется на четких представлениях о природе зависимости, зависимом поведении, процессе реабилитации и социальной адаптации и здоровом стиле жизни. Эти представления формируют организационную структуру, выбор сотрудников и реабилитационный процесс.

Реабилитация несовершеннолетних, имеющих зависимость от ПАВ, требует создания «заботящейся» реабилитационной среды, функционирующей как единый микросоциальный организм. Условия этой среды требуют соблюдения определенных законов, правил и режима, стимулирующих позитивный личностный потенциал его участников. РС для несовершеннолетних имеет свою специфику, заключающуюся в более щадящем реабилитационном режиме, приоритете позитивных воздействий, ролевом поведении персонала и особой атмосфере, создаваемой реабилитационной средой, направленной на развитие личностных и социальных качеств Участников Программы.

Реабилитационная среда создается для обеспечения «терапии средой», при которой сам характер функционирования Центра оказывает психокоррекционное воздействие. В Центре создается и действует основной корректирующий механизм РС — коррекция поведения и личности в ходе совместного проживания. Эффективная работа Центра строится через особые совместные мероприятия: общие собрания, групповые собрания, процедуры приема новых Участников Программы, перехода их с этапа на этап реабилитации или продвижения в соответствии с внутренней иерархией.

Используются четкие правила, содержащие ряд ограничений, поощрений и наказаний. Функционирование РС предельно структурировано, день заполнен множеством видов социально-полезной активности.