Творческое направление

Скорее всего, у вас может родиться вопрос: какое отношение имеют слова «Творчество», «Творческий блок» к реабилитации наркозависимых? Для того, чтобы ответить, мы обращаемся к конечной цели данной программы — выпускник. Кто это? Что это за человек? Какие требования консультанты и педагоги центра реабилитации наркоманов в Москве «Страна живых» предъявляют к этому человеку?

Не употребляет наркотики, не злоупотребляет алкоголем. Вот, вроде бы, и все, что требуется от выпускника реабилитационного центра по лечению наркомании. Но разве может человек, который знает, что такое «кайф», отказаться от него навсегда, не заменив ничем другим? Это невозможно! Задача программы - научить человека не только терпеть и бороться с зависимостью и тягой. Задача программы - «вырастить» человека, умеющего Жить и любить Жизнь без наркотиков.
Клубков Сергей Вячеславович
Клубков Сергей Вячеславович
(1952-2005)
Автор методики творческого блока в программе «Страна Живых»,
кандидат искусствоведения,
доцент кафедры режиссуры МГУКИ.
Тренинг
Понедельник и четверг – необыкновенные дни в нашем Доме! В эти дни проходят занятия по творческому блоку – тренинги психологической помощи наркоманам. Их ведут наши любимые педагоги – Яся и Женя. Яся отвечает за психофизический тренинг, Женя – за речевой. Расскажу поподробнее про каждый.

Психофизический тренинг. Задача этого тренинга – научится «тратиться», как говорят наши педагоги, то есть выкладываться, делать все с увлечением, а не так, чтобы просто отстали от тебя. Еще очень важная часть – научиться справляться со своими мышечными «зажимами», чувствовать свое тело. Я всегда поражаюсь, как Яся сама тратится, как заряжает и накачивает нас энергией.

Во время тренинга мы делаем различные упражнения, которые требуют концентрации внимания, фантазии и воображения. Больше всего я запомнил следующее упражнение: нужно было перекидывать в группе, всем вместе, между собой, несколько маленьких мячиков, точнее три. И делать это в течение 5-10 минут, при этом не разговаривая между собой.

Психофизический тренинг. Задача этого тренинга – научится «тратиться», как говорят наши педагоги, то есть выкладываться, делать все с увлечением, а не так, чтобы просто отстали от тебя. Еще очень важная часть – научиться справляться со своими мышечными «зажимами», чувствовать свое тело. Я всегда поражаюсь, как Яся сама тратится, как заряжает и накачивает нас энергией.

Во время тренинга мы делаем различные упражнения, которые требуют концентрации внимания, фантазии и воображения. Больше всего я запомнил следующее упражнение: нужно было перекидывать в группе, всем вместе, между собой, несколько маленьких мячиков, точнее три. И делать это в течение 5-10 минут, при это не разговаривая между собой. Яся спросила нас, сколько мы сможем так продержать мячи. Многие закричали, что минут 15, кто-то кричал - 2-3 минуты. В итоге мы сами назначили время – 5 минут, не уронив ни один мячик. Если мяч падает, время начинается заново. Сразу же начались трудности. Кто-то начинал разговаривать, мячи постоянно падали, люди начали выходить из круга, отказываясь играть. Уже казалось нереальным продержаться хотя бы три минуты! Но все-таки, путем невероятных усилий воли или чего-то там еще, через два часа, усталые, но довольные, мы сделали это!!! Яся собрала нас всех, спросила, кто что чувствовал во время этого тренинга, кого-то похвалила, кого-то поругала, заставила всех нас задуматься.

Речевой тренинг. Или «сценическая речь», как еще здесь называют эти занятия, которые ведет Женя. Речь многих из нас, когда мы только приходим на программу, представляет из себя малопонятную, нечленораздельную смесь сленга, мычания, междометий и мата. Вот из такого теста Жене приходится лепить. Мы старательно делаем артикуляционную гимнастику, произносим скороговорки, учимся вникать в смысл текстов, различных рассказов, повестей. Учимся разбирать, присваивать себе рассказы – то есть находить свои ситуации, свои мысли, из своей жизни, опыта, подходящие под текст. На тренингах всегда очень весело, если сам тратишься и понимаешь, что делаешь задания и упражнения не для похвалы и не из-под палки, а для себя.

Примерно раз в три месяца проходит открытый урок по тренингам на которых оказывается психологическая помощь наркоманам , на котором нас переводят из старшей группы – на этюды, из младшей – в старшую, или не переводят никуда. К открытому уроку мы долго готовимся, учим тексты, подбираем себе рассказы, на Ясином тренинге постоянно совершенствуемся, учимся на своих ошибках. Тренинги – необыкновенная часть Программы, порой она позволяет понять о себе что-то, чего долго не можешь понять даже на психологическом блоке. Я всегда с радостью жду понедельника и четверга!

Вова. г. Орехово-Зуево
Хор
Раньше я очень не любил хор, еще со времен школы. Но здесь, на программе лечения наркотической зависимости, с помощью Иры – педагога творческого блока и Кати – руководителя творческого блока, я понял несколько важных вещей – например, что важно проживать каждую строчку, каждое слово в песне, подкладывать свои события, представлять, о чем каждая песня. И у меня стало получаться!

Особенно мне нравится подготовка к 9 мая. Мы очень долго готовимся к этому празднику, разбираем каждую песню, учимся петь хором, слушать друг друга. На самом празднике, когда видишь слезы на глазах ветеранов, когда они поют вместе с тобой, понимаешь, насколько сильны эти песни, песни войны.

Сейчас на хоре мы разучиваем очень непростую для нас вещь – пение каноном. Проще говоря - это когда одна группа людей подхватывает другую и поют как бы со смещением, наложением слов друг на друга. В идеале получается очень красивый, необыкновенный эффект. Но до идеала нам далековато еще, хотя мы очень-очень стараемся, и я верю, что всё у нас получится!

Вова. г.Орехово-Зуево
Этюды
Наверное, правильнее будет начать с того, что такое этюды. Этюды — это постановка на сцене, где, как правило, ребята играют животных, подразумевая, конечно же, себя. Кроме того, это ещё один из этапов творческого блока программы по реабилитации наркоманов.

Обычно этюд сдают, будучи около года в Доме, и это не просто сказка, случайно написанная одним из участников, а это история про жизнь каждого из ребят, правдивая история… Как раз ближе к году есть такая потребность - сказать что-то другим со сцены о том, что тебя больше всего волнует, что ты понял или преодолел.
Мой путь к этюду был достаточно сложный. Меня снимали с этюдов три раза по разным причинам. Я до сих пор помню слова Кати Медведевой – нашего педагога, которая однажды сказала: «Я не позволю враньё на сцене!» И на самом деле, если в жизни ты предатель, то говорить со сцены о достоинстве невозможно. Мой этюд был как раз о предательстве самого себя, о том как важно жить самим собой и иметь свой внутренний мир, а не подстраиваться под окружающих.

В итоге получился очень смешной и в то же время очень трогательный этюд с участием енота, кабанов, обезьян и птиц, которых играют, опять же, ребята, с которыми ты сдаёшь этюды вместе. Помимо финала - я имею в виду результат - есть ещё и огромный процесс – это психологические консультации наркозавимых, беседы, слёзы, смех, радость, переживания. Всё это происходит с тобой во время подготовки и репетиции. И это, конечно же, очень дорогие моменты. Это то, что нас сближает как между собой, так и с педагогами. Без них это было бы невозможно. Они очень талантливые люди. И нам с ними очень повезло. И я благодарен им.

Так что я всем участникам Программы желаю дойти до этюдов, найти ту тему, которая действительно волнует. И могу сказать, что если в начале программы я не придавал значения ТВ-блоку, то теперь я понимаю, что это огромная часть не только программы, но и жизни.

Антон. г. Обнинск
Экзамен

Впервые в своей жизни я занялся творчеством здесь, на программе. Вы спросите: что мне это дало, и зачем мне это нужно? Да. Наверное, в первый месяц я не понимал, для чего всё это — искусство. Придя на программу реабилитации от наркотической зависимости я оказался сразу на открытом уроке, где меня больше всего впечатлило умение простых ребят, не театралов, донести до зрителя ту боль или ту радость, о которой они хотят сказать, или воспроизвести это в песнях, прозе, этюдах или стихах.

И я решил, что и у меня это должно получиться. В первые уроки творческого блока у меня ничего не получалось, мне казалось, что на меня все смотрят, и я чувствовал себя скованным. Но пролетали дни, недели, месяцы, и я всё больше погружался с головой в творческий блок.

На программе по лечению наркотической зависимости есть следующие этапы творчества, которые должны пройти все: младшая группа, старшая группа, этюды, экзамен. И с каждым продвижением к экзамену становится сложнее и сложнее. Приходится вспоминать что-то старое и наболевшее, по-новому открывать для себя ценности, например, такие, как родители, семья, друзья, уважение, честь и много ещё чего.

Приходя в Дом, все ребята зажаты либо в теле, либо в речи. И благодаря нашим любимым педагогам, которые борются за нас, мы возвращаемся к той нормальной жизни, которой мы жили так давно - до нашего употребления.
Экзамен! Что же это такое? Это когда ты уже прошёл очень большой путь и осознал многие истины, когда тебе есть, что показать и рассказать зрителю о тех наболевших темах, которые тебе дороги.

Мне очень хочется вырваться из моего порочного круга, моего старого общения среди наркоманов.

Когда разбираешь песни, стихи и «подкладываешь» под каждую строчку произведения свои «события», вспоминаешь всё это, становится не по себе. И моя цель - выйти на сцену и прочитать или вспомнить определённую песню или стихотворение, открыть свою душу так, чтобы зритель понял меня и сопереживал вместе со мной, сделав соответствующие выводы.

Одним словом, сдавать экзамен – это круто!

Саша Бутовский.